Крестьянско-фермерское хозяйство «Биохутор “Петровский”», расположенное в Неклиновском районе, с этого года выращивает экопродукцию на 407 га, что составляет около четверти от всех обрабатываемых им площадей. Продукты, полученные без использования химикатов, покупают не только сети, но и элитные рестораны и производители дорогого хлеба.
Биохутор «Петровский» расширил в этом году земли, на которых выращивает экопродукцию, на 150 га. Теперь под это направление отведено 407 га, то есть около 25% от 2000 га, обрабатываемых хозяйством. При этом доля продукции, производимой из выращенных на этих угодьях злаков и бобовых, составляет только 10–12% общего объема производства КФХ. Остальная часть урожая выращивается по стандартным (интенсивным) технологиям и продается оптом как сырье.
— Урожайность при отказе от пестицидов и химических удобрений снижается приблизительно вдвое, — объясняет соучредитель «Петровского» Михаил Щепетьев. — Если в интенсивном производстве по зерновым урожайность у нас в среднем 6 тонн с гектара, а с учетом бобовых, гороха и кукурузы — около 5 тонн, то в сегменте «био» — не более 3 тонн.
Среди направлений, в которых работает «Петровский», — растениеводство (КФХ выращивает пшеницу, рожь, овес, кукурузу, подсолнечник, гречиху, лен, горох и нут), производство яиц и выпечка хлеба. Общий объем производства в растениеводстве составляет 10–11 тыс. тонн в год. Под ТМ «Биохутор “Петровский”» хозяйство производит в месяц около 30 тыс. яиц, 100 тонн цельнозерновой муки из ржи, спельты и полбы, а также выпекает 20 тыс. булок хлеба шести видов ежемесячно. Среди продуктов, которые КФХ позиционирует как уникальные, — хлопья из зеленого гороха и чечевицы, не требующие замачивания и варки. Оборот предприятия достигает 100 млн рублей в год.
— Поставки собственной продукции непосредственно в розницу более прибыльны, чем продажа своей продукции как сырья, — говорит Михаил Щепетьев. — Поэтому мы считаем это направление наиболее перспективным в плане дальнейшего развития бизнеса. Осенью нынешнего года — весной следующего мы в 2–3 раза увеличим поголовье кур-несушек, которых сейчас у нас около 1,5 тыс. Яйца нашего производства хорошо продаются в торговых сетях, в частности в «Ленте», а также в ростовском «Апексе» и краснодарском «Табрисе». Кроме того, к Новому году мы установим вторую печь, чтобы увеличить производство хлеба до 30 тыс. булок в месяц, и запустим производство комбикормов, в том числе для нужд нашей птицефермы. В ноябре мы намерены начать выпуск растительного масла из подсолнечника и льна, сейчас закупаем необходимое для этого оборудование. Также сейчас мы разрабатываем рецептуры цельнозернового печенья.
Вложения в расширение поголовья кур собеседник N оценил в 600–700 тыс. рублей, оборудование для производства масла обойдется в 3 млн рублей, оборудование для выпуска комбикормов — в 1 млн рублей. Крупнейшим инвестпроектом, который «Петровский» реализует в настоящее время, является создание лаборатории контроля качества сельскохозяйственного сырья и продуктов питания — в нее предстоит вложить до 10 млн рублей. Руководители КФХ предполагают, что пользоваться услугами лаборатории в перспективе будут и другие хозяйства Неклиновского района. Вложения в развитие предприятие осуществляет за счет собственных средств, банковские кредиты КФХ привлекает в межсезонье для пополнения оборотных средств.
— Ключевой для нас канал продаж — региональные и местные торговые сети по всей России, — рассказывает Михаил Щепетьев. — У нас есть такие партнеры не только на юге, но и в Перми, Новосибирске, Хабаровске, Самаре. Наша цель — охватить все регионы страны. Работать с федеральными ретейлерами гораздо сложнее из-за жесткости их требований, в том числе потому, что они стремятся снять сливки с ассортимента производителя, получив при этом значительные скидки, а мы стремимся поставлять полную линейку своей продукции и по ценам, которые устроят нас. Тем не менее сейчас мы ведем переговоры с X5 Retail Group и уже практически договорились о поставках в «Магнит». Также мы поставляем свою продукцию в сегмент HoReCa, в частности сотрудничаем по крупам с ростовской ГК «Хорошие рестораны» и стараемся выстроить взаимоотношения с фитнес-клубами, чтобы предлагать свою продукцию для здорового питания их клиентам. Сейчас среди наших партнеров клубы сети Fresh Fitness и «Адреналин» в Таганроге, а также ростовский «СпортСити». Мы уверены, что ТМ «Биохутор “Петровский”» будет развиваться. По нашим прогнозам, в течение 3–5 лет уже 75% наших земель будет использоваться для выращивания экопродуктов.
Основатель ООО «Донские пекарные традиции» Алексей Гриднев в интервью N говорил, что планирует закупать у «Петровского» рожь, полбу и спельту для производства цельнозернового хлеба (см. N, № 36 (1244) от 19.09.2017), поскольку его устраивает качество этой продукции. По словам г-на Гриднева, изделия из полбы и спельты пользуются в настоящее время спросом, поскольку они содержат меньше углеводов и больше белков, благодаря чему у них небольшая калорийность и невысокий гликемический индекс по сравнению с современными сортами пшеницы.
Павел Лысенко